Форум » Обсуждение интересных мест » Тиуновское святилище » Ответить

Тиуновское святилище

Кысь: ТИУНОВСКОЕ ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ Иван НИКИТИНСКИЙ Вологда "Мифы и магия индоевропейцев", выпуск №9, 2000г. Существованис на Руси двоеверия - т.е. одновременного бытования традиционного язычества и православия - в течение нескольких веков после крещения сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений*. И все же обнаруженное совсем недаено на Вологодчине языческое святилище, функуионировавшее вплотъ до последних десятилетий XVI века, - это, несомненно, не только важнейшсе научное открытие, но и сенсация. И мы с радостъю предоставляем на страницах "Мифов и Магии" слово первооткрывателю святилиша - вологодскому археологу Ивану Федоровичу Никитинскому. Антон Платов Культовые камни и языческие святилища все больше привлекают внимание археологов и специалистов в области мифологии. Привлекли они в свое время и мое внимание. Из двух десятков известных к настоящему времени на территории Вологодской области культовых камней и святилищ оно, пожалуй, самое интересное. Материалы исследования тиуновского святилища опубликованы несколько лет назад. Теперь же я рад, что в настоящем альманахе у меня появилась возможность дополнить сухое научное описание этого памятника живым рассказом об истории его нахождения и предложить не только трактовку мифологии, запечатленной в изображениях святилища, но и варианты связанной с ними магии. Надеюсь, что изложенные в виде воспоминаний сюжеты будут встречены читателем со вниманием. (См., напр., работы академика Б.А.Рыбакова по сланянскому и русскому язычеству, И.Ф.Никитннский Тиуновскок святилище/Культура Русского Ссвера. Вологда, 1994) ТИУНОВСКОЕ ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ Воспоминание первое В поведении бабушки есть что-то необычное, что сразу привлекает мое, ее девятилетнего внука, внимание. Бабушка Фрося остригает ногти на руках и бросает за ворот своей длинной рубахи. В избе тепло и уютно. За окнами тихий августовский ; вечер, но бабушка собирается спать. Удивленный вопрос сам слетает у меня с языка. "Ногти пригодятся мне, когда я умру, - объясняет мне бабушка Фрося. - Чтобы попасть на небо, надо будет карабкаться по каменной горе - не одни ногти o обломаешь". "А зачем на небо?" - удивляюсь я еще больше. "Чтобы попасть В рай. Для этого надо будет идти к его дверям по узкой лестнице. У кого груз грехов больше, тот может покачнуться и упасть в беэдну, в ад". Эта картина окончательио поражает мое воображение, и я не осмеливаюсь расспрашивать дальше. В красном углу избы темнеют на иконах лики святых. Бабушка крестится на них, шепчет молитву и уходит в горницу спать. Хотя мне мало что швестно о религиозной стороне жизнн взрослых, но что-то не вяжутся между собой бабушкины ногти и христианскнй рай. В моей памяти всплывают сказанные вскользь и с оглядкой слова родных и соседей, что бабушка Фрося - коддунья, что к ней за помощью и заговорами приходят иногда даже из дальних кокшенгских деревень. Повзрослев, я пожалел, что не стал расспрашивать бабушку дальше. Каково же было мое удивление, когда мне удалось увидеть то, о чем она говорила. Но уже как часть более общей, полной картины. Картина эта оказалась изображенной на куполе большого камня. На ней я увидел все устройсгво мира: солнце в зените и солнце на закате, лестницу на небо и лестницу под эемлю, окно и дверь на небо, небесный корабль. мировое дерево, пантеон богов с сюжетами, им сопутствующими, и таинственные надписи... Первоначально святилище было выявлено в 1985 году по краеведческой анкете, опубликованной в районной газете, - местному населению оно было известно как "камень с крестами". Этот уникальный памятник находится на берегу одного из притоков р.Кокшемги возле д.Тиуновской Тарногского района Вологодской области. В настоящее время святилище представляет собой два крупных камня, расположенных почти в метре друг от друга по линии запад-восток. Восточный камень - плоская плита неопределенной формы, до 1.9 м в поперечнике. Второй - западный - камень в поперечнике достигает 3 м, максимальная его высота - 1.36 м. Камень имеет куполообразный верх н четыре скругленные стороны,ориеитированные по сторонам света. ("Земля в четыре углы, а небо круговидно", - как считали русские средневековые географы.) На ровных участках поверхности этого камня - с четырех сторон и сверху - и нанесены интереснейшие рисунки и надписи. В момент обнаружения святилища камень в основной своей части был покрыт мхами и лишайниками, так что на поверхности были видны лишь отдельные христианские кресты и детали двух антропоморфных фигур. Остальные рисунки выявлены уже в процессе изучения святилища в течение пескольких последующих лет. В 1990 году автором и кандидатом исторических наук Н.Н.Скакуном были проведены трасологические исследования рисунков и определены способы их нанесения. Результаты исследований свидетельствуют, прежде всего, о том, что нет следов работы каменным инструментом - в основном применялся железный резец, оставляющий процарапанный след. рис.2Надпись в корнях дерева на восточной стороне камня Это древнейшая часть рисунков, связанных с язычеством, и в отношенин их возраста можно, как минимум, утверждать, что нанесены они были не в каменном веке и, вообще говоря, позднее эпои бронзы. Другая часть изображений вырезана при помощи железного инструмента с твердым, хорошо закаленным лезвием. В этой технике выполнены почти все христианские кресты, но в двух случаях техника резания применена и в отношении языческих сюжетов. Наконец, в ударной технике выполнены два христианских креста, появившиеся здесь в последние годы. Кратко охарактеризуем основные изображения Тиуновского святилища. Восточная сторона камня имеет большой сюжетный рисунок. В средней его части находится стилизованное изображение дерева, корни которого опираются на горизонтальную линию, а ствол (длиной около метра) венчается кроной в виде шестигранника с крючками на четырех углах. В нижней части ствола дерева в разные стороныотходят линии, которые можно считать корнями; чуть в стороне от них изображены четыре знака, каждый из которых в отдельности напоминает тамгу, но все вместе они производят впечатление надписи (рис. 2). Чуть южнее, рядом со стволом и кроной дерева, имеются сюжетный рисунок и еще одна надпись (см. рис.З). Сюжетный рисунок состоит из антропоморфной фигуры и крупной сложной постройки, изображенной за фигурой и несколько севернее ее, По общему виду строение напоминает юрту или чум и венчается главоподобным верхом и изображением христианского креста, о котором, учитывая результаты трасологического анализа, можно однозначно еказать, что он был пририсоваы к постройке позднее. рис.3 Антропоморфная фигура, постройка и надпись на восточной стороне камня Ниже и несколько южнее сюжетного изображения находится горизонтальная надпись, выполненная кириллицей. На разных этапах исследования она читалась по-разному. Первоначально ее прочтение было "поде ко маркуше", но в результате более тщательного рассмотрения надписи был принят другой вариант: "деко по маркуше". Правильность этого варианта подтверждает и мнение историка языка, доктора филологическнх наук Г.В.Судакова. Следует отметить, что в вологодском, архангельском и некоторых других говорах слово "дековаться" означает совершать колдовские или издевательские действия, а имя "Маркуша" встречается в Авесте, где Маркуша - персонификация сил зла, холода и разрушения. На южной стороне камня имеются два изображения, первое из которых (рис.4), скорее всего, представляет собой корабль, причем художник постарался изобразить и набор судна, и мачту в ее оснастке. Изображение корабля на священных камнях в целом достаточно традиционно, поскольку корабль почитался в древности средством путешествия душ умерших в мир мертвых. рис.4 Корабль на южной стороне камня Второе изображение на южной стороне камня (рис.5) состонт из антропоморфной фигуры, высокого растения (которое позднее пытались переделать в православный крест) и кириллической надписи, наиболее вероятное прочтение которой - "кром". Рис.5 Антропоморфная фигура и надписъ на южной стороне камня (здесъ и в других рисунках заштри- хованы области повреждения поверхности камня) Еще два сюжетных рисунка расположены на западной стороне камня. На первом из них (рис.6) изображен олень или лось с антропоморфной фигурой на спине. В руках всадник держит некие предметы, которые, вероятно, можно трактовать как лук и колчан со стрелами. Второй рисунок со всею осторожностью можно интерпретировать как изображение воина-всадника, попавшего в яму-ловушку, где установлено оружие-подрезы (изображенное как тор-чащие со дна ямы колья). Под этим рисунком по вогнутой дуге проходит четвертая надпись, выполненная, как и предыдущая, кириллицей и состоящая из пяти знаков. Прочтение надписи весьма затруднено; наиболее уверенным представляется вариант "орьям". Рис. 6. Один из рисунков на западной стороне камня На западной и северо-восточной сторонах камня находятся изображения лестниц , две из которых (западные) ведут, вероятно, под землю, а две других (северо-восточные) - на небеса. Несколько слов следует сказать о датировке кириллических надписей на камне. Наиболее ранней из трех следует считать последнюю, расположенную под рисунком "воина, попавшего в яму". Академик В.Л.Янин датирует ее концом XIII-XV вв., доктор филологических наук А.А.Амосов - второй-четвертой четвертью XV в. Надпись "кром" А.А.Амосов датирует серединой XV в. Наконец, надпись "деко по маркуше" датируется В.Л.Яниным XIV-XVI вв., А.А.Амосовым - серединой второй половиной XV в., АА.Медынцевой - XV-XVI вв. В целом, данные палеографии дают основания считать, что святилище существовало в XIV-XVI веках, причем XV век определяется наиболее уверенно. Часть вторая. От Новгорода до Зауралья учеными записан не один десяток былин о Василии Буслаеве и камне-алатыре, а Тиуновское святилище находится как раз в центре их распространения. Ученые считают, что былины создавались в XIV-XV веках, надписи святилища датируются тем же временем. Сюжет былин, вкратце, таков. Разудалого новгородского молодца Василия Буслаева, странствующего со своими дружинниками по торговым делам, неудержимо тянет взглянуть на некий камень-алатырь и потом через него перепрыгнуть. Прыгать же надо обязательно поперек камня. Василий сначала прыгает как все, а затем - вдоль, задевает правой ногой за камень, падает и убивается. В былинах много неясных мест, появившихся, надо думать, за сотни лет постепенного их забывания и искажения. Почему Василия так тянет к камню-алатырю? Почему надо через него прыгать? Одна из наиболее ранних былин повествует о том, чго на некоем камне сидит и обращается к нему за помощью в рождении сына Буслав Сеславьевич - будущий отец Василия. Явившаяся ему в этот момент "бабище матерая" предсказывает рождение сына. Обращение к культовым камням за помощью (в том числе за помощью в рождении детей) известно у многих народов мира. Так, в Минске еще в начале нашего века женщины, мечтавшне о ребенке, садились на камень под священным дубом. Герой осетинского эпоса Сослаи был рожден из камня после того, как на него сел его отец, увидавший красавнцу Шатану. В Вологодской области на р. Юг в местности Борок под святой сосной о камень с отпечатком ноги Богородицы еще в начале шестидесятых годов беременные женщины терлись животом, чтобы легче было рожать. Если предположить, что Василий Буслаев связан с камнем-алатырем по рождению, то становится ясно, почему он так к нему стремился - о нем он знает от своих родителей. Образ "бабищи матерой" также не случаен. Исторические источники доносят из глубин сведемия о женщинах-жрицах. Скандинавские саги, повествуя о путешествиях викингов на ссверо-восток Европы, упоминают о жрицах языческих святилищ. Главная жрица во время ограбления викингами храма поднимает одного из них над головой и, бросив на камень, ломает ему хребет. В восьмидесятые годы XVI века, когда Тиуновское святилище уже прекращает функционировать, Иван Грозный собирает для своих нужд в северных лесах шестьдесят кудесников и колдуний, причем, в основном, он имеет дело с женщинами, предсказывающими ему момент смерти. Прыжок через камень-алатырь, так же, как и сиденье на нем, надо полагать, был ритуальным. Исходя из мифологических представлений отображенных на камне Тиуновского святилища, можно вообразить себе ритуал, когда прыгагощий через его купол возносится в небо, в мир богов и может донести до них свое желание. Прыгать можно только с севера и северо-запада, поперек камня. Высота его здесь 0,7-1 м, притом движение идет вниз по склону. С юга и востока высота камня больше метра. Старушка из деревни Тиуновской говорила мне, что ее сверстники в возрасте 12-14 лет прыгали через камень, а девочки-сверстницы на камень садились. Но смысла этнх действий уже никто не помнил. Ритуал прыжков, судя по тому, что он упоминается почти во всех былинах, был очень важным. Даже поздние былины, несущие на себе печать влияния христианства и отправляющие Василия путешествовать в Иерусалим, все равно упоминают о его прыжке через камень-алатырь. Не только ритуальные прыжки сближают камни с Тиуновского святилища и из былины о Василии Буслаеве, есть и совпадения в их описании. Одинаков размер каменен: "через него только топор подать". В старейших вариантах былины камень называется "морская пучина вокругом глаза". Морской пучиной, судя по изображению корабля на куполе Тиуновского камня, представлялось небо, а "вокруг-глаза" - это глаза богов, которых почитали в данном святилище. В былинах упоминаестся и о надписи на камне-алатыре, а на Тиуновском камне их четыре. Исходя из этого, мы можем предположить, что создателн и рассказчики былины о Василии Буслаеве опирались в творчестве на реалии своего времени.

Ответов - 1

Кысь: И.Ф. Никитинский Тиуновское святилище Святилище выявлено автором в 1985 г. по краеведческой анкете, проведенной через районную газету. У местного населения оно было известно как "камень с крестами". Каких-либо легенд, объясняющих его происхождение, за годы изучения святилища зафиксировано не было. Памятник находится в 3,5 км северо-восточнее д. Тиуновской Тарногского района Вологодской области в бассейне р. Кокшенги (рис. 1) Рис. 1. + - Местонахождение Тиуновского святилища Кстати, интересно, что вблизи святилища очень много мест с названием "[какой-либо] погост" (прим. Кысь) Он расположен в верхней, восточной части южного выступа гряды, простирающейся на несколько километров с юго-запада на северо-восток с отклонением к северу на 30-40 градусов. Высота над уровнем воды в небольшой речке Коржа (левый приток р. Тарноги, протекающей в 0,5 км к юго-востоку) окало 30 м (рис. 2). Склон возвышенности порос сосновым с примесью березы лесом, по верхней части ее простирается поле. Памятник находится в лесу, в 7 м от опушки. Рис. 2. + - Месторасположение Тиуновского святилища Святилище в настоящее время представляет собой два крупных камня, расположенных в 0,9 м друг от друга по линии запад-восток (рис. 3). Восточный камень - плоская плита неопределенной формы поперечником до 1,9 м. Поверхность плиты имеет до 65 см уклона к северу. Северная часть плиты (примерно ее половина) находилась ниже уровня поверхности земли. Выступающая над землей часть по форме была близкой к прямоугольнику. Структура камня крупнозернистая, цвет серый. На поверхности плиты имеется множество выщербим поперечником от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров и глубиной до 1,5 см, есть трещины, отслаивающие поверхность камня. В грунте на плите, вокруг нее и особенно между плитой и вторым камнем, встречено много угля (рис. 3). Угли встречались в верхнем гумусированном перемешанном слое, а подстилающий его слой мощностью 5-10 см был насыщен углем. Рис. 3. Тиуновское святилище. План раскопа. Глубина 40 см. Размеры второго (западного) камня с востока на запад - до 3 м, с севера на юг - до 2,4 м. Поскольку святилище находится на склоне возвышенности, его высота над поверхностью земли с разных сторон была различна: с юга - до 130 см. с востока - до 136 см, с севера - до 100 см, с северо-запада - до 75 см, с запада - до 62 см. У камня наблюдаются четыре скругленные угла и куполообразный верх. Своими сторонами он ориентирован по сторонам света. Северная сторона несколько более короткая, чем южная. Следы по ориентировке камня были прослежены в раскопке: с южной стороны зафиксирован подкоп на всю возможную по условиям безопасности работы глубину залегания камня. Можно предположить, что после того, как был выполнен подкоп, создатели святилища сдвинули его вниз по склону на 0,4-0,5 м и одновременно сориентировали по сторонам света. Следы этой подвижки были также заметны с северной стороны камня (рис. 4). Валун сложен мелкозернистым диабазом [1], его цвет серый, в изломе с синеватым оттенком. На поверхности камня оттенок иногда бурый. В целом он монолитен и крупных трещин не имеет. Рис. 4. Тиуновское святилище. Разрез по линии восток - запад. Рис. 5. Тиуновское святилище. Профили раскопа Но через восточную сторону камня проходит наклонный слой, имеющий несколько более "рыхлую" структуру (рис. 6). Эта сторона в древности представляла собой ровную плоскость, но затем она получила повреждения, о причинах которых будет сказано ниже. Угол наклона восточной плоскости от западного горизонта - 51-55 град. Южная сторона камня очень крутая и в значительной степени угловато-неровная. На большей части этой поверхности, за исключением западной рисунки выполнить невозможно. Остальная поверхность камня хотя имеет неровности, но они не нарушают ее куполообразности. Кроме того, на ней иногда встречаются отдельные небольшие трещины и слегка вступающие природные "швы". На ровных участках поверхности камня нанесены рисунки. Во время обнаружения святилища камень в основной своей части был покрыт мхами и лишайниками. На поверхности видны были отдельные христианские кресты и детали двух антропоморфных фигур. Остальные рисунки выявлены в течение нескольких последующих лет. Некоторые рисунки даже после тщательной расчистки видны слабо, их восприятие затруднено. Рисунки на камень нанесены с четырех сторон и сверху (рис. 7), но сама вершина камня от рисунков свободна. Здесь имеется достаточно места, чтобы мог сидя разместиться человек. Рельеф камня удобен для сидения лицом на восток. Подъем на камень наиболее удобен с севера, здесь высота камня незначительна и имеет три углубления, напоминающие ступени (два углубления естественного происхождения, а третье, возможно, искусственного). Кроме того, при подъеме на камень с этой стороны меньше всего вероятность наступить на рисунки. Подъем на камень возможен и с запада, но "ступеней" здесь нет. С восточной и южной сторон на камень без больших усилий и приспособлений не подняться. Рис. 7. Восточная плоская сторона камня имеет большой сюжетный рисунок и две надписи (рис. 8). Рис. 8. Размещение языческих рисунков и надписей Тиуновского святилища. На плоскости прорисованы три длинные горизонтальные линии. На уровне немного ниже середины плоскости проведены две линии. Нижняя из них протягивается от юго-восточного до северо-восточного угла, ее длина 1,9 м. Другая верхняя линия проведена от юго-восточного угла к северо-восточному примерно на две трети стороны. Нижняя линия находилась на уровне поверхности. От нижней линии до верхней - около 25 см. Третья горизонтальная линия была нанесена на плоскость у самой ее подошвы ниже поверхности земли, ее длина 1, 1 м. В средней части плоскости имеется крупный вертикальный рисунок, изображающий стилизованное дерево. Его корни опираются на нижнюю горизонтальную линию. Ствол в виде хорошо прорисованной прямой идет вверх, выше двух верхних горизонтальных линий. Ствол венчает крона в виде шестигранника с крючками на четырех углах. Вершина шестиугольника выпуклая, основание вогнутое. Длина ствола дерева - 96 см, высота кроны - 28 см, ширина - 17,5 см. В нижней части ствола дерева в разные стороны отходят линии, которые можно считать корнями. К югу от корней в одну горизонтальную линию нанесено четыре знака (рис. 9). Рис. 9. Каждый знак в отдельности напоминает тамгу, но все вместе они производят впечатление надписи. Длина надписи по горизонтали - около 10 см, высота - 3-3,5 см. Изображение дерева сильно пострадало в древности. К началу работ на святилище сохранились корни, почти весь ствол и отдельные фрагменты изображения кроны дерева. Плитки камня с частями изображения кроны были собраны в грунте вокруг святилища на площади раскопа 60 кв.м. Удалось восстановить большую часть кроны. Не хватает нескольких плиток с частью вершины и низа кроны. В целом изображение дерева реконструируется почти полностью. Не совсем ясна ситуация с вершиной кроны. Возможно, какие-то рисунки были выше изображения дерева на месте довольно значительных утрат плиток поверхности камня. Здесь как раз находится более "рыхлый" его слой, о котором упоминалось выше. Южнее, рядом со стволом и кроной дерева, имеется сюжетный рисунок и надпись (рис. 10). Сюжетный рисунок состоит из антропоморфной фигуры, наложенной на крупную сложную конструкцию. Антропоморфная фигура имеет голову, туловище, руки и ноги. Голова круглая. Лицо повреждено, на нем слабо угадываются рот, нос и глаза. Туловище состоит из двух равнобедренных трапеций вершинами встык. Прослеживаются покатые плечи. Руки изображены в виде горизонтально лежащей латинской буквы "S": левая рука - вниз, правая - вверх. Ноги прямые, слегка расставленные, ступни носками врозь. В правой поднятой руке фигура держит ветвь. В верхней части ветви имеется по несколько отростков с каждой стороны. На лице, туловище фигуры, вокруг них и вокруг ветви видны следы точечных ударов. Некоторые удары были сильными - появились выбоины. Туловище фигуры находится выше верхней горизонтальной линии, пересекающей восточную плоскость камня. Ее ноги ниже этой линии, но не достигают второй сверху горизонтальной линии. Крупная сложная конструкция, изображенная за антропоморфной фигурой и севернее ее, состоит из трех основных частей и более мелких деталей, в совокупности изображающих постройку, жилище, притом жилище не совсем обычное. К центральной конусовидной части с обеих сторон примыкают две симметричные фигуры, каждая из которых состоит из симметричных треугольников. Верхние и нижние треугольники разделены параллельными линиями ,а средние - радиальными, исходящими из одного угла. На центральной конусовидной части постройки, имеющей горловину, изображена прямоугольная дверь и небольшое квадратное окно над ней. На двери изображены два вертикально расположенных ромба. Судя по вышеизложенным деталям и общему виду построй



полная версия страницы