Форум » Отчеты » Польское и Армянское кладбища г. Кишинев » Ответить

Польское и Армянское кладбища г. Кишинев

Кысь: 07 марта 2009 ул. Валя Трандафирилор г. Кишинев. Объект: Армяно-католическое/Армяно-григорианское (Польское) кладбище. Участники: Кысь, Lirein. Время обследования: около 14-00 (пасмурно, дождь). Цели: общий осмотр места. Информация о месте: Расположенное в юго-восточной части Кишинева, по улице Валя Трандафирилор (бывшей Азовской) 11, римско-католическое кладбище, по городской традиции называемое «польским», сохранилось не полностью. К нему примыкал участок неправильной прямоугольной формы, площадью 80 х 108 м, с домом для престарелых и садом при нем. В современном виде католическое кладбище не имеет четкой границы с армяно-григорианским кладбищем, и оба кладбища воспринимаются как единое целое. С конца 40-х годов XX века превращено в обычное городское кладбище. В 60-е годы юго-восточная часть католического кладбища, как и армяно-григорианского, были изъяты из пользования общин, надгробия снесены, участки расчищены под новые захоронения. Собственные наблюдения. Состояние погоста явно оставляет желать лучшего. На самом погосте очень много мусора: пластиковые бутылки, одежда (на удивление много), трупы животных (то, что животные, например, были принесены в жертву маловероятно, больше похоже на то, что таким образом местное население избавляется от умерших питомцев), в целом, погост, особенно на окраинах, у забора, постепенно превращается в помойку. Однако, сам забор по всей видимости, периодически реставрируется, на центральных аллеях поддерживается относительный порядок. Фон у погоста довольно сильный и неспокойный, но определить конкретные захоронения, которые бы выделялись из «общего фона» затруднительно (за исключением нескольких могил в непосредственной близости от старой часовни). На кладбище большой процент захоронений в склепах. Так же интересно отметить (впрочем, это не особенность конкретно Польского кладбища, такие типы памятников встречались и на других погостах в этой местности) памятники в виде срубленного дерева (по некоторым сведениям, такие «столбы» могли устанавливаться на могилах староверов, впрочем, эту информацию стоит уточнить). На окраине погоста обнаружили разграбленный склеп. На полу склепа кости животных, в том числе коровьи, и кучи мусора. Над склепом, скорее всего имеется более позднее захоронение (над сводом), глубина небольшая. На погосте присутствует часовня: Информация о месте: Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. Строительство часовни над захоронением Иосифа Каэтановича Охановича,(+14 января 1909 года) и завещавшего «три тысячи рублей на постройку часовни при Кишиневском Римско-католическом кладбище», начато в 1913 году. В 1922 г. Г. А. Демьянович завершил строительство часовни, оформив интерьеры и воздвигнув на свои средства алтарь. Однонефное сооружение, с граненой восточной частью, выдержано в неоготическом стиле. Западный фасад на всю высоту и ширину украшен стрельчатым порталом. Углы здания закреплены двухступенчатыми контрфорсами. Каменные фасады, декорированные резными деталями, отражают высокий уровень мастерства строителей. В настоящее время памятник находится в стадии исчезновения, обрушилась кровля, полностью утрачены интерьеры, захоронения отсутствуют. Собственные наблюдения: В часовне имеется большое количество граффити на стенах. Там, где ранее размещался алтарь, место украшено искусственными и живыми цветами. Крест над алтарем сохранился. По ощущениям, захоронения в/под самой часовне отсутствуют, однако, вероятно наличие останков крупного животного в подвальной части (не спускалась). Достаточно вероятно, что в часовне проводились ритуалы, интересно, что данные ритуалы, судя по ощущениям имели различную направленность (как [условно] темную, так и [условно] светлую). Крест над алтарем несет в себе достаточно мощный заряд, тип [излучаемой] им энергии определить затрудняюсь. Кысь (lisa-dom@rambler.ru) 12.03.2009

Ответов - 1

Кысь: 08 марта 2009 ул. Армянская г. Кишинев. Объект: Центральное (Армянское) кладбище. Участники: Кысь, Lirein. Время обследования: около 15-00 (пасмурно). Цели: общий осмотр места. Информация о месте: Время основания неизвестно. Первое упоминание - в 1811 г. С 1818 года называется Городским. В 1822 году - основывается Всесвятская Церковь. В 19 в. традиционное место захоронения молдавских феодалов и церковной знати, интеллигенции и купечества. Самый старый памятник - каменная надгробная плита, исполненная в традициях молдавского народного искусства, датируется 1823 годом. Впервые кладбища было обнесено стеной в 1859 году. С этим кладбищем соседствовали лютеранское кладбище (район кинотеатра Гаудеамус, там же располагался и склеп Бернардацци) и кладбище старообрядцев (в районе Мемориала Воинской Славы). Они не сохранились. Да и само Центральное кладбище дошло до наших дней в довольно "урезанном" виде. Собственные наблюдения Погост достаточно ухожен. Так же, как и на Польском велик процент захоронений в склепах. Так же много памятников в виде деревьев, и старых надгробий. У некоторых могил создается впечатление, что надгробия перемещены. Само кладбище производит скорее впечатление парка, нежели, погоста. Общий фон довольно «светлый», достаточно однородный. Некоторые захоронения привлекают внимание, но в целом погост очень чистый и спокойный. Чуть хуже ситуация ближе к выходу (у захоронения летчиков), но не значительно. На кладбище имеется мемориал, однако место мне показалось не интересным и слишком пафосным, потому осматривать его мы не пошли. Воинское захоронение, находящееся недалеко от него, практически не «фонит», в отличии от того же захоронения летчиков (рядом с противоположным входом), впрочем, и на последнем захоронении фон минимален. В отличие от Польского «росписи» по стенам и памятникам встретили лишь дважды, да и не похоже, что этот погост располагает к сбору на нем групп определенной идеологической направленности. Интересно так же отметить, что при строительстве забора были использованы плиты с еврейского кладбища. Кысь (lisa-dom@rambler.ru) 12.03.2009



полная версия страницы